Сегодня все больше представителей малого и среднего предпринимательства используют государственные закупки по ФЗ-44, ФЗ-223 для поиска новых партнеров и расширения своего бизнеса. Но многие, особенно новички, сталкиваются с проблемой на этапе поиска информации о закупке. Следуя логике, пользователи изучают планы будущих закупок, но не находят в них основной информации. Ошибка в том, что для поиска заказчиков следует изучать не планы закупок, а сами закупки.
Работа с госзакупками позволяет увеличить продажи и повысить эффективность бизнеса. Но не все субъекты хозяйствования используют этот инструмент из-за недостаточных знаний сути государственных закупок, особенностей их проведения.
Закупки – это процесс приобретения товаров (услуг, работ) для удовлетворения государственных потребностей и потребностей муниципальных органов. Государство - это единая система, для обеспечения ее деятельности необходимы материальные, нематериальные блага, начиная от мебели и канцелярских товаров, заканчивая строительными материалами и самолетами.
Для закупки товаров государственные и муниципальные органы постоянно осуществляют закупки у различных поставщиков (исполнителей) на выгодных условиях. Они выдвигают определенные требования к качеству товаров, самому поставщику и условиям поставки. Выбор той компании, у которой будут приобретаться товары (работы, услуги) проводится на конкурсной основе. С победителем подписывается контракт, после чего государственные (муниципальные) органы получают необходимые товары (услуги, работы), а поставщик – денежные средства.
Государственные закупки по №44-ФЗ — закупки за бюджетные средства товаров, работ и услуг, при которых отбор лучшего предложения осуществляется на конкурсной основе. Такой способ выполнения госзаказов используется давно, но вызывает множество затруднений. Вопросы большей частью касаются процедурных моментов и связаны с регулярным внесением изменений в действующее законодательство.
Основной закон, который регламентирует проведение закупок для государственных и муниципальных нужд – № 44-ФЗ. Согласно его положениям, информация для государственной закупки должна размещаться публично, доступ к ней не должен быть ограничен. Потенциальные участники о проведении тендера извещаются через Единую систему всех государственных закупок. Проведение процедуры закупки обеспечивается той или иной электронной площадкой.
Государственные закупки проводят муниципальные органы или органы государственной власти, бюджетные и казенные организации. Подходящий кандидат определяется путем проведения тендера, главным принципом которого является равенство участников.
Тендеры могу быть:
Подать заявку на участие в государственных закупках может любая компания (кроме закрытых тендеров), которая подаст соответствующую заявку. Чтобы доказать свою состоятельность, она должна предоставить обеспечение – гарантию или оформить тендерный займ.
Согласно №44-ФЗ, участник должен соответствовать определенным требованиям:
Формат проведение госзакупок может быть обычный или электронный. Правительство страны активно работает над переводом всех государственных закупок в электронный формат, так как это позволит существенно снизить коррупционные риски.
Торги проводятся на специализированных площадках, основные из них:
Особенность закупок по 223-ФЗ состоит в том, что законом определены лишь рамки, в пределах которых заказчик может устанавливать свои правила. Это создает определенные проблемы для неопытных новичков, которые участвуют в таких торгах в первый раз. В отличие от 44-ФЗ, в котором четко регламентированы все правила и процедуры, закупки по 223-ФЗ более сложные и запутанные.
При проведении закупок по 223-ФЗ заказчики устанавливают самостоятельно правила закупочных процедур в рамках требований, регламентированных законом.
Заказчиками в таких закупках выступают:
Рынок заказов по 223-ФЗ достаточно большой. Это говорит о том, что такие закупки открывают широкие возможности для бизнеса. На практике этот инструмент представители малого и среднего бизнеса используют редко, предпочитают участвовать в закупках по 44-ФЗ, так как в таких аукционах правила понятнее и четко прописаны. В закупках же по 223-ФЗ заказчики могут изменить, например, список требуемых документов, создавая препятствия для некоторых поставщиков.
Заказчики закупок по 223-ФЗ самостоятельно могут устанавливать требования к участникам. Они обязательно должны быть прописаны в закупочной документации и Положении о закупках, иначе могут быть признаны незаконными. Участником может быть ИП, юридическое и даже физическое лицо. Исключение – организаторы конкурса и связанные с ними лица.
К участию в конкурсе по 223-ФЗ не допустят участника, который:
Также могут не допустить к торгам компанию, руководитель или главный бухгалтер которой имеет судимость за экономические преступления.
Согласно 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать информацию о закупке на портале ЕИС. Он также должен разместить Положение о закупке и другие документы, которые ее касаются (проект договора, планы закупки, извещения о закупке и т.д.). Исключение составляет информация о закупках, которые связаны с государственной тайной и включены перечень из распоряжения Правительства № 2027-р. Заказчик может не публиковать информацию о закупке, сумма по которой ниже 100 тыс. рублей. Также можно не публиковать данные о некоторых закупках, которые связаны с размещением средств на депозитах, управлением недвижимостью. Торги могут проводиться на любых электронных площадках.
Государственные и муниципальные органы сегодня являются самым крупным потребителем с высокой платежеспособностью. Поэтому бизнесу следует обратить внимание на сферу госзакупок. Используя этот инструмент можно значительно увеличить пакет заказов и расширить рынки сбыта. Это поможет бизнесу перейти на качественно новый уровень.
Благодарим за произведенную оплату. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!